Особо охраняемые природные территории



Сущность и типы особо охраняемых природных территорий


Одной из центральных проблем выживания человечества в современной биосфере является сохранение биологического разнообразия, что недостижимо без создания особо охраняемых природных территорий (ОЮПТ). Главное место в системе особо охраняемых природных территорий занимает природно-заповедный фонд. Это совокупность природных объектов, имеющих экологическое, правоохранительное, научное, культурное значение, полностью или частично изъятых из хозяйственного и иного использования с целью сохранения генетического фонда растений и животных, типичных или редких ландшафтов, эталонов природной среды.

Структура природно-заповедного фонда России постоянно развивалась и совершенствовалась. Наряду с традиционными формами заповедования, столь характерными для нашей страны, стали возникать новые формы в виде национальных природных парков, памятников живой и неживой природы. В настоящее время структура фонда РФ включает пять видов объектов: заповедники, заказники, парки, памятники природы, редкие, исчезающие виды, занесенные в Красную книгу. Их объединяет три признака: они государственные, природные и заповедные.

Особо охраняемые природные территории — это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для них установлен режим специальной охраны.

В России важнейшим законодательным актом, регулирующим отношения в области организации, охраны и использования ООПТ, является Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», принятый Государственной Думой 15 февраля 1995 г.

В зависимости от назначения ООПТ могут находиться в федеральной собственности и управлении, а могут являться региональной или даже муниципальной собственностью.

Если заглянуть в историю охраны некоторых объектов природы, то еще Петр I издал указ о запрещении отстрела лосей в Санкт-Петербургской губернии. Однако современная система ООПТ берет начало с создания в США первого в мире национального парка «Йеллоустон» (1872). В России система охраняемых территорий формируется уже более 80 лет. Одним из первых был Баргузинский заповедник, основанный на Байкале в 1916 г. К концу 1998 г. в эту систему входило 99 заповедников, 34 национальных парка, около 1600 государственных заказников и более 8000 памятников природы.

Государственный природный заповедник (полный резерват) является наиболее жесткой формой территориальной охраны природы. Он представляет собой, во-первых, территорию, полностью изъятую из хозяйственного использования, а во-вторых, научно-исследовательские учреждения, имеющие целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений. В заповедниках разрешена только научная, охранная и контрольная деятельность, а в исключительных случаях — организация учебно-экологических маршрутов. Иногда запрещается даже уборка поваленных и сухостойких деревьев, нарушающая естественное развитие природных процессов.

Из общего числа заповедников особо выделяются биосферные, входящие в международную систему биосферных резерватов и осуществляющие глобальный экологический мониторинг. В России таким международным статусом обладают около 20% заповедников, в том числе Приокско-Террасный, находящийся недалеко от Москвы.

Кроме территорий, полностью закрытых для посещения, необходимо и создание территорий, доступных для контролируемого посещения. Мировой опыт говорит, что главное для охраны природы сейчас — это воспитание экологически грамотных людей, особенно подрастающего поколения.

Национальный парк — это обширная территория (от нескольких тысяч до нескольких миллионов гектаров), включающих как полностью заповедные зоны, так и зоны, предназначенные для отдыха, оздоровления, ближнего туризма, пропаганды экологических знаний. Одним из известных национальных парков в России является Лосиный Остров (Москва).

Памятники природы — это отдельные природные объекты, имеющие научное, эстетическое, культурное или воспитательное значение. Ими могут быть необычный родник, водопад, овраг с редкими видами растений, очень старые деревья, бывшие «свидетелями» каких-либо исторических событий, например дубы в усадьбе Коломенское (Москва), сохранившиеся со времен Ивана Грозного.

Заказник — это природный комплекс, предназначенный для сохранения одних видов природных ресурсов при ограниченном использовании других. На участках, занимаемых заказниками, постоянно или временно запрещены отдельные виды хозяйственной деятельности. Например, запрещена любая хозяйственная деятельность, ведущая к нарушению ландшафта, но может быть разрешена охота. Часто создаются временные охотничьи заказники для сохранения и восстановления численности каких-либо видов животных.

Заказники и памятники природы хотя и играют положительную роль в деле поддержания экологического равновесия, но кардинально решить проблему не могут. Сохранить можно лишь системные природные совокупности, а не отдельные компоненты.

Требования к организации особо охраняемых природных территорий

Громадное число видов и целых экосистем уже потеряно безвозвратно. За неполные 400 лет, в течение которых ведутся описания животного и растительного мира, полностью исчезли более 60 видов млекопитающих и более 90 видов птиц, а также множество видов растений и насекомых. Для регистрации и принятия экстренных мер по сохранению редких видов создаются международные и национальные Красные книги. В 1983 г. вышло первое издание Красной книги РСФСР. В нее были занесены 65 видов и подвидов млекопитающих, 109 видов птиц, 533 вида и подвида растений, а также многие насекомые, рыбы и рептилии.

С образованием в 1988 г. системы природоохранных органов функция ведения Красной книги России перешла в Минприроды России. Научное обеспечение ее ведения осуществляют Российская академия наук и Всероссийский научно-исследовательский институт охраны природы.

В 1997 г. было зарегистрировано второе издание Красной книги Российской Федерации. По многим видам список исчезающих животных и растений увеличился, особенно по рыбам (51) и насекомым (95). К сожалению, процесс этот будет продолжаться. Для его остановки потребовалось бы превратить в заповедник всю территорию Земли. Однако замедлить его, отодвигая наступление катастрофических для человека изменений в биосфере, вполне возможно при правильном выборе территорий, размеров и организационных форм ООПТ.

В настоящее время организация заповедного дела в России получила широкое международное признание. На конец ХХ в. 21 заповедник России имел международный статус биосферного резервата ЮНЕСКО, 5 находилось под юрисдикцией международной Конвенции об охране всемирного культурного наследия, 2 получили дипломы Совета Европы. Однако, если взять прошлые годы, государственные природные заповедники жили у нас в бедности, а в условиях современного экологического кризиса уровень их финансирования снизился более чем в 20 раз.

Очень большую опасность представляет хозяйственное освоение прежде заповедных территорий по решению местных властей. Все это требует принятия неотложных мер, прежде всего экономических, для предотвращения развала существующей системы ООПТ в России.

Ответственность за  нарушение режима особо охраняемых природных территорий

Исходя из общего понятия эколого-правового нарушения, можно сказать, что экологическое правонарушение выражается в совершении виновными противоправных действий, нарушающих экологическое законодательство и причиняющих вред (или создающих угрозу такового) особо охраняемой природной территории или природному объекту.

В числе экологических правонарушений законодательство предусматривает: загрязнение окружающей природной среды и причинение вследствие этого вреда здоровью человека, растительному и животному миру; порчу, повреждение, уничтожение природных объектов, взятых под особую охрану государства; невыполнение обязательных мер по восстановлению нарушенной окружающей природной среды и по воспроизводству природных ресурсов.

Однако меры ответственности за причинение вреда комплексам природных объектов, находящихся под особой охраной государства, пока еще, к сожалению, не находят должного отражения в законодательстве. Ситуация меняется с выходом нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ, вступившего в силу с 1 июля 2002 г., и то только на уровне административной ответственности. В Уголовном кодексе РФ эта проблема пока не решена. Но об этом поговорим в следующей лекции по организационным и правовым основам охраны окружающей среды.

Источник информации: http://biofile.ru/



Национальные парки являются природоохранными, экологопросветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма (закон "Об особо охраняемых природных территориях").
В настоящее время выделяют четыре типа национальных парков:
- открытого типа, где вся или почти вся территория доступна для публики;
- курортного типа - вокруг климатических или бальнеологических курортов, где доступ публики открытый или частично ограниченный;
- полузакрытого типа, где на большую часть территории посетителей не допускают, и она функционирует в режиме заповедника;
- заповедные национальные парки, почти полностью закрытые для туризма и сохраняемые в интересах науки.

EdwART. Словарь экологических терминов и определений, 2010.



Памятники природы
федерального
значения


На территории Самарской области расположены памятники природы федерального значения:
Малоусинские нагорные сосняки и дубравы     
Рачейская тайга    
Шиланские генковские полосы                          
Подбельские пойменные дубравы                     
Малокинельские нагорные дубравы                 
Мочалеевские нагорные дубравы                     
Ятмановские широколиственные леса              
Похвистневские пригородные дубравы            
Абдулзаводская дубрава                                    
Иргизская пойма                                                            
Климовские нагорные дубравы   

Источник информации:и  http://www.bibliofond.ru/  

Порядок признания территорий, занятых памятниками

природы, особо охраняемыми природными территориями 


1. Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы федерального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями федерального значения Правительством Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

3. Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы местного значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями местного значения соответствующими органами местного самоуправления.

4. Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления утверждают границы, определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Оформление и утверждение паспорта памятника природы осуществляется в порядке, установленном органам власти, принявшим решение об образовании памятника природы.

5. Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы допускается с изъятием занимаемых ими земельных участков у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов этих участков.

6. В случае необходимости изъятия земельных участков или водных объектов, используемых для общегосударственных нужд, объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы регионального и местного значения осуществляется постановлением органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления соответственно по согласованию с Правительством Российской Федерации.

Обеспечение режима охраны памятников природы 

1. На территории расположения памятников природы и их охранных зон, а также в отношении самих памятников запрещается всякая хозяйственная и иная деятельность, угрожающая состоянию и сохранности охраняемых природных комплексов и объектов.

2. Режим охраны природных объектов и комплексов, объявление которых памятниками природы сопровождалось изъятием занимаемых ими земельных участков, обеспечивается специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, которым эти земельные участки передаются в бессрочное (постоянное) пользование.

3. Режим охраны природных объектов и комплексов, объявление которых памятниками природы не сопровождалось изъятием занимаемых ими земельных участков, обеспечивается непосредственно собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами этих земельных участков, или, по согласованию с ними, иными физическими или юридическими лицами.

4. Передача памятника природы под охрану предусматривается в решении об объявлении природного объекта или комплекса памятником природы, принимаемым по согласованию с физическими или юридическими лицами, под охрану которым передается памятник природы, что закрепляется в паспорте памятника природы.

5. На каждый памятник природы заводится паспорт, оформляемый специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды и утверждаемый в установленном порядке.

6. В паспорте памятника природы указываются:

наименование памятника природы местонахождение памятника природы;

краткое описание памятника природы;

описание границ памятника природы и его охранной зоны;

площадь, занимаемая памятником природы и его охранной зоной (раздельно);

режим охраны, установленный для памятника природы;

допустимые виды использования памятников природы;

установленный режим охранной зоны памятников природы;

наименования и юридический адрес собственников, владельцев,

пользователей и арендаторов земельных участков, на которых расположен памятник природы и его охранная зона, а также наименование и юридический адрес физических и юридических лиц, взявших на себя обязательство по охране памятника природы и обеспечению установленного для него режима.
Кроме того, паспорт памятника природы включает:

фотографии размером не менее 9 x 12 см, иллюстрирующие на момент составления паспорта состояние памятника природы и его наиболее ценных участков или отдельных объектов;

карту - схему, позволяющую ясно представить границы и местонахождение памятника природы и его охранной зоны.

7. Копии паспорта памятника природы должны храниться собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами земельных участков, на которых расположен памятник природы и его охранная зона, физическими и юридическими лицами, взявшими на себя обязательства по обеспечению установленного режима охраны памятника природы, местной администрацией и специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды.

8. Памятники природы и их охранные зоны обозначаются на местности предупредительными и информационными знаками по периметру их границ. Информационное содержание этих знаков согласовывается со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды.
9. Все памятники природы и их охранные зоны в обязательном порядке учитываются при разработке планов и перспектив экономического и социального развития, территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки.
10. Расходы по обеспечению установленного режима памятников природы и их охранных зон возмещаются за счет федерального бюджета, а также внебюджетных государственных и общественных экологических фондов.

Использование памятников природы 

1. Использование памятников природы допускается в следующих целях:

научных (мониторинг состояния окружающей природной среды, изучение функционирования и развития природных экосистем и их компонентов и т.п.);

эколого - просветительских (проведение учебно - познавательных экскурсий, организация и обустройство экологических учебных троп, снятие видеофильмов, фотографирование с целью выпуска слайдов, буклетов и т.п.);

реакреационных (транзитные прогулки);

природоохранных (сохранение генофонда видов живых организмов, обеспечение условий обитания редких и исчезающих видов растений и животных и т.п.);

иных, в том числе производственных, целях, не противоречащих задачам объявления данных природных объектов и комплексов памятниками природы и установленному в их отношении режиму охраны.

2. Допустимые виды использования каждого памятника природы устанавливаются в зависимости от его характера и состояния и указываются в паспорте памятника. Режимом охраны памятника для допустимых видов его использования могут быть предусмотрены сезонные и иные ограничения.

3. Разрешения на использование конкретного памятника природы в тех или иных целях выдаются специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, осуществляющими контроль за соблюдением установленного режима охраны памятников природы

Источник информации: http://refoteka.ru/